1. Язычество существует для того, чтобы указывать человеку правильный путь в жизни. Язычество начинается с волшебной сказки и построено, в частности, также и на поучениях богов, которые являются нашими прародителями. Эти поучения не оформились в набор неких четких положений потому, что даются человеку не как нечто навязчивое и догматическое, лишенное пластики. Собранные в пронумерованный текст они покажутся настолько очевидными и простыми, что не достигнут цели.
Что, например, может дать заповедь: "Люби свою землю"? Содержит ли она в себе все страсти, которые пережили славянские народы, отстаивая свою землю многие столетия? Содержит ли она таинство волшебной сказки? Нет. Понимание не дается тремя словами.
Можно привести и современный плакат - заповедь: "Берегите лес!". Кто следует этой первостепенной заповеди? Только тот, кто может ее пережить, тот, для кого это не просто два слова, а целый мир. Другие же люди не услышат их.
Эту слабость простых заключений люди знали всегда, поэтому их обязательно подкрепляли каким-то авторитетом - заповеди давались не просто людьми, а божественными сущностями. Таковы, например, речи высокого в "Старшей Эдде", где под высоким угадывают Одина.
Откуда пришло имя, которым мы называем нашу страну - "Русь"? Что стояло за ним вначале? Быть может, пошло оно от того, что "русью" именовали соседи русых славян - так же, как латиняне звали темнокожих обитателей Африки "неграми", "черными"? Правда, негры себя таковыми не называют, а мы, обитатели огромной страны, зовем себя русскими. Есть немало гипотез…
В трудах советских историков с 30-х годов восторжествовало мнение, что имя "Русь" восходит к сарматскому племени росомонов, в IV веке обитавшему между Днепром и Доном, или к населявшим в V веке район реки Роси племенам антов, или к загадочным "хросам", упоминаемым в сирийских хрониках. Цепочка "рос" - "росы", была протянута к грозной "руси", появившейся в византийских и арабских хрониках IX века и плавно перешедшей полтора или два века спустя в Русь Киевскую.
Но, обращаясь к истокам Русского государства, мы читаем "Повесть временных лет". А там сказано, как северные славянские племена - словене ильменские, кривичи, а также финские - чудь и весь, желая примирения междоусобиц, послали за князем - "к варягам, к руси". От варягов собрался Рюрик с двумя своими легендарными братьями, которые "взяли с собою всю русь и пришли к словенам, на Ильмень". Варягами называли викингов, скандинавов, хотя среди них могли быть и люди из финских или славянских племен. Может быть, и слово "русь" имеет северное происхождение, это какое-то варяжское племя или, скажем, название дружины? Есть и такой взгляд. Он преобладал в науке дореволюционной.
...Но вот что писал арабский путешественник, великий аль-Джарми в сороковых годах Х века:
"Русы живут на острове среди озер. Остров этот занимает пространство трех дней пути. Покрыт он лесами и болотами.... Они совершают набеги на славян (из контекста следует, что славяне живут южнее. - MB). Единственный промысел их - торговля мехами. Они люди рослые, видные, смелые... все свои походы и набеги они совершают на кораблях".
Остров? Некоторые ученые считают, что речь идет о Рюгене на Балтике, где обитало славянское племя - руяи. Географ Ибн Хордадбех в конце IX веке писал, что русы - разновидность славян, торгующих мехами и мечами, из наиболее отдаленных окраин страны славян. Отдаленных - читай северных. Свои мечи между тем славяне, тогда как будто бы еще не делали, привозили их с Запада. В ту пору севернее всех продвинулись словене ильменские, жившие близ начала и Волжского, и Днепровского путей... Хотелось получить более точные сведения о местоположении "острова русов"...
Может быть, он приведет к разгадке тайны - где же обитала эта таинственная и неуловимая "русь"?
Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - "очеловеченная", "окультуренная", отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.
"В городах, - пишет В.П.Даркевич, - исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. Но при разрушении прежних органических коллективов, в которые включался каждый индивид, общество перестраивается на новой основе. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности. Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях".
Имя славянской богини зимней стужи и смерти Марены (Мары) восходит к общему индоевропейскому корню 'марор', связанное со смертью (мором).
В переводе с санскрита 'mara' значит 'убивающий', 'уничтожающий'. Не случайно в буддийской мифологии 'Мара' – божество, персонифицирующее 'зло' и все то, что приводит к смерти живые существа. Он (Мара) искушал Будду под деревом Бодхи и создавал препятствия на духовном пути всех Бодхисаттв, стремившихся к 'просветлению'. Согласно буддийским мифам, божеству Маре подчинено огромное количество демонов ненависти и вожделения (рассматриваемых буддийскими философами прежде всего как персонификации различных аспектов человеческой психики); также он (буддийский Мара) имеет дочерей, воплощающих собой сексуальные страсти.
Вера в могущество сил природы и глубокое понимание ее законов лежат в основе жертвоприношений у населения Древней Руси. Жертва, жертвоприношение - в языческой традиции главный религиозный обряд, осуществляемый жрецами ("жрец" и "жертва" от одного старославянского корня) - ["Славянская Мифология", 1995: 181 ]. Жертвы обращены к стихиям, добрым и злым духам, связанным с водой (рекой, источником, колодцем) или огнем, к антропоморфизированным языческим богам [Рикман, 1987: 176 ].
В языческой религии древних славян существует обряд, который сопровождал большинство жертвоприношений и сам, по сути, являлся таковым - братчина. В переводе с древнерусского "братчина" означает - пиршество, устраиваемое в складчину, то есть общинный праздничный пир [ Даль, 1909: 128 ].
Вот пришел Иван Быкович да под Калиновый Мост через реку Смородину. Вдруг воды на реке взволновались, орлы на дубах раскричались, - выезжает чудо-юдо Змей шестиглавый; под ним конь споткнулся, черный ворон на плечевстрепенулся, пес борзой позади ощетинился... Стал Иван Быкович биться со Змеем и победил его. На другу ночь побил он Змея девятиглавого, а на третью - Змея о двенадцати головах... Только старуху старую, матушку змееву, не одолел Иван. Привела она его в подземелье - к старцу, отцу Змеев. Позвал старик двенадцать воев и говорит им: 'Возьмите вилы железные, поднимите мне веки черные, ужо погляжу я, кто сыновей моих погубил'.
…На родной сторонушке – белым саваном Всё туманов млечный морок – по полюшку; Красно-златы листушки – лики осени, Ключевой воды серебряны струюшки... Как с ладоней до Небес – пламя жаркое, Руку протяни – достань ясну звёздочку, Чтоб расправила крыла Птица-Волюшка, Отразилось во очах Солнце Красное! Как на бел-белом горючем на Камушке Лежит лист Дубовый красного золота, А прожилки на нём – словно дороженьки, Что легли на грудь Сырой Земли-Матушки… Приходили к Камушку Старцы старые, Старцы старые – всё бороды белые, Старцы старые – да плечи могучие, Очи ясные – как Небушко синие. Шапки красные на них да высокие, А в руках – резные чудные посохи, На плечах висят сумы перемётные, Пояса златы звенят оберегами. Как у первого в руках – звонки гусельки, У второго – сурьи полная братина, А с уст третьего – летит песня звонкая, А четвертый – говорит Слово Богово. Как у пятого в руках – да священный Меч, У шестого же – колосьев сожатых Сноп, У седьмого – хлеб, да соль, да скатёрочка, А восьмой – хранит во Сердце Безмолвие… Как склонялись Старцы пред белым Камушком, Как несли ему Дары свои Вещие, Как ярились во полях буйны Ветрушки, Как пылало в Небесах Красно Солнышко… Гой! Слава!
Законы Прави даны Всевышним для всех Звездных Миров в Начале Творения. Всевышний сам есть Закон. И одновременно в нашей Вселенной Он проявляется как Сын Закона. Имя Всевышнего — Всевышний. Имя Творца — Творец. Имя Сына Бога — Сын Бога. Он — родил все сущее, потому Он — Род. Он выше всех, потому Он — Всевышний. Он сотворил (сварганил) земной мир и Сваргу, потому Он — Сварог. В разные эпохи Он сходил к нам — Крышнем, Вышнем- Дажьбогом, Колядой. Нисхождения Бога — суть Его Сыновья, единые с Ним. Суть Его проявления в земном мире. Через Свои образы Он являет нам Свою волю, являет Законы Прави. Однако следует знать, что каждое из названных имен — суть описание одного из Его качеств, а истинное имя Его, сочетающее все Его качества, — неизреченно. Следует го- ворить так: имя Бога — Бог. Но мы называем Его и иными именами, и так обращаемся к разным Его ликам, ибо «Бог и Един, и Множествен» («Книга Велеса», Крынь, 9:3). И в этом множестве ликов Бога дана Правь. Звездный Закон — это Правь (Правило), коей подчинена Явь (мир явленный), и Навь (мир духовный, посмертный). Само звездное небо — суть Правь. Расположение звезд, движение планет и светил подчинено Прави — единому для всей Вселенной закону. Познав Правь, научившись предсказывать небесные явления, научишься предсказывать и явления земной жизни, ибо Прави подчинены и небо, и земля. Явь, Навь и Правь — это три сущности, три силы, три лика Бога. Явь — это мир, явленный Всевышним, рожденный Родом. Навь — мир духовный, посмертный, мир пращуров и богов. Навь — это мир, в котором пребывает Личность Бога до ее нисхождения в Явь, воплощения в земном мире. Правь— это всеобщий Закон, управляющий миром закон Бытия Мира и закон Развития — то есть закон взаимодействия, взаимопроникновения, коловращения, смены Яви и Нави. Его также называют законом Триглава, Яви-Прави-Нави, суть которого раскрывают три Великих Закона Прави.
Первый закон Прави — это Закон Рода. Закон Рода — суть закон Бытия, закон Существования Мира. Всевышний в образе Рода породил Вселенную-мир явленный и мир духовный. Род — это Бытие. Род родил, рождает и будет рождать Вселенную. Род отделил Бытие от Небытия, Явь от Нави, Правду от Кривды — и тем определил путь Прави. Только путь Прави ведет к Всевышнему. Символ Всевышнего Бога — Круг, означающий Солнце, бога Рода, источник-рот, родник, род.
1. Одним из видов волшебного служения жрецов является шаманское камлание. Шаманов мы находим у народов, которые продолжают жить в рамках своего языческого сознания. По-видимому, шаманы были у всех народов, и Русь тут не составляла исключения. Но говорить о русских шаманах не принято, так как на это нет прямого указания в текстах летописей, а шаманская практика русских колдунов не выражена атрибутикой.
1. Древнее жречество Руси рассматривается современными исследователями как сословие. С одной стороны, жрецы могли жить отдельными поселениями, как например, близ горы Богит, где было святилище с известным Збручским кумиром. Жили там очень бедно. С другой стороны, согласно летописным источникам, жрецы (в летописях всегда жрецы называются волхвами), часто представляются отдельными людьми, которые оказывались сосредоточием и религиозной и светской власти. Они оказывались в конфликте с князьями, которые претендовали на светскую власть. Например, в 10 веке этот конфликт был обусловлен естественным несогласием месной знати с княжением потомков Рюрика. Его приглашали княжить только Новгород, а власть его потомков утвердилась по всей Руси уже без какой либо инициативы снизу.