Одёжа, риза, порты - Как называли древние славяне «одежду вообще»?
Когда мы теперь произносим «одёжа» - это звучит как просторечие, почти
как жаргон. В Словаре русского языка С. И. Ожегова при данном слове
стоит пометка «разг.» - «разговорное». Тем не менее, учёные пишут, что
в Древней Руси именно «одёжа» употреблялась гораздо чаще и шире, чем
бытовавший одновременно с ним привычный нам термин «одежда». Слово
«одеяние», имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто
употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». А вот
другое современное просторечие - «портки». В древности его произносили
иначе - «порты». Оно родственно глаголу «пороть», то есть
по-древнерусски «резать» (вспомним родственное слово «вспороть»).
«Порты» употреблялись как в значении «одежда вообще», так и в значении
«отрез, кусок ткани, холста». Языковедами отмечен и ещё один смысл -
«кожа с задних ног животного». Нет ли здесь отзвука тех древнейших
времён, когда, подражая мифическому предку-зверю, люди старались кроить
обувь из шкуры звериных ступней, а шапки - из шкуры с головы?.. Так или
иначе, «порты» всё чаще обозначали одежду для ног. Пока не превратились
в «портки» - впрочем, без того просторечного оттенка, который это слово
имеет в русском языке сейчас. А древнее значение - «одежда вообще» -
сохранилось для нас в слове «портной», или «портной швец», как говорили
в старину.
"Знания чаще всего сокрыты в символах, образах, цифрах, нотах, буквах,
узорах. Из знаков и образов плетется: речь, песня, обряды, вышивка,
резьба. Более глубинное их значение дано знать не всем. Символика
является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои
мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней
культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в
дописьменную эпоху. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы
имеют широкое распространение. Большинство примеров символики древности
дошли до нас из 2-1 тыс. до н. э., когда уже происходил отход от
использования символов и стали применяться как орнамент или как
зафиксированные обычаем священные знаки. Сказочная птица,
горделивый конек, женская фигура, диковинное дерево, лучистые круги...
Кто и когда придумал эти образы, передаваемые из века в век? Что они
значили?