Связь мифологического символа Волка с нижним миром, миром
мёртвых, характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой Волк –
брат Манабозо (На-на-буша, духа Лесов) – провалился в нижний мир, утонул и
после воскрешения стал хозяином царства мёртвых. В «Старшей Эдде» конец мира
вызван чудовищным Волком, Фенриром, сорвавшимся с цепи (ср. мифы о чудовищных
псах в мифологии народов Центральной Евразии).
В античности волка считали зверем-призраком, один взгляд которого
лишает дара речи. Геродот и Плиний сообщают, что принадлежащие к скифскому
племени невры раз в году превращаются в волков, после чего снова принимают
человеческий облик. В этом, возможно, скрываются воспоминания о волке-тотеме
племени. Чингизхан тоже похвалялся своим происхождением от серо-голубого, с
высоких небес спустившегося «избранного волка». Несмотря на то что волк мог
пониматься как символ утреннего солнца (Аполлон Ликейский, что значит
«волчий»), потому что он видит ночью, преобладала все-таки его негативная
оценка как олицетворения диких и сатанинских сил. В Древнем Китае он также
воплощал алчность и жестокость; «волчий взгляд» означал недоверие и ужас перед
сбивающимся в стаи хищным зверем.
В христианском образном мире волк выступает в первую очередь
в качестве символа дьявола, угрожающего стаду верующих. Христианский символизм
овец как прихожан церкви сделал хищного волка символом дьявола и ереси. Случаи
очернения и низвергания христианскими иерархами исконных славянских символов
весьма часты. Почему же они так взъелись на волков – неужто из-за того, что,
будучи «пастырями» (пастухами), своё стадо именовали «овцами»? На самом деле,
всё дело в касте священных арийских воинов, у разных народов имевших разные
имена.
Сама «адская пасть» изображается то как пасть дракона, то
как пасть того же волка. В позднеантичном раннехристианском «Физиологусе» волк
«есть хитрый и коварный зверь», который при встрече с человеком прикидывается
парализованным, для того чтобы потом совершить нападение. Святой Василий
сказал: «Таковы хитрые и злобные люди. Встретив добрых людей, они притворяются
совсем невинными, как будто они зла и в мыслях не имели, но их сердце полно
ожесточения и коварства». «Волк в овечьей шкуре» – символ лжепророков-соблазнителей,
цель которых – погубить простодушных. Известны языковые образные выражения,
например: «Доверить волку пасти овец»; «С волками жить – по-волчьи выть» (т.е.
приспосабливаться к сильнейшим) и др. Ведьмы часто изображались скачущими на
волках или частично превращающимися в волков, что основывается на представлении
о связи волка и чёрта. В средневековой книге о животных («Bestiarium») он
характеризуется как дьявольское животное; глаза волчиц, которые светят ночью
как фонари, лишают человека чувств. Чёрт также лишает человека силы кричать
(молиться), и глаза его при этом излучают свет, «потому что некоторые дела
чёрта ослепляют и безрассудные люди попадаются» (Унтеркирхер).
Школа К.Г. Юнга в общем плане рассматривает образ волка как
указание на угрозу со стороны несвязанных с сознанием сил, которые выступают
столь же «рассудительными», сколь и бескомпромиссными.
Как представитель фауны волк наиболее соответствовал
идеальному образу воина. Среди психо-поведенческих черт этого животного
наиболее важными в данном случае представляются следующие: охотничьи повадки,
выражающиеся в способности волков во время охоты преодолевать большие
расстояния (до 40
километров в день) и затем уносить на себе овец, закинув
их на спину, а также умение волчьей стаи ходить след в след так, что сложно
определить количество прошедших особей.
Примечательно, что в момент поиска добычи этот зверь обычно
осторожен: порой не трогает подолгу незнакомых зверей. У волков существует сложная
система передачи информации: движение головы, ушей, хвоста, взгляд и пр.,
напоминающей жесты и знаки воинов-разведчиков. Своеобразны взаимоотношения
внутри волчьих коллективов: волчья стая – иерархичное сообщество, в котором
существуют многоуровневые элитные группы, при этом проявляется гибкость
управления стаей. Иногда она целиком подчиняется авторитету вожака, иногда в
ней царит «народовластие». Стычки внутри волчьего коллектива – редкое явление.
Обычно хватает взгляда, позы или рычания. Как правило, волки не любят
демонстрировать превосходство, однако умеют с успехом это делать. И последняя
из волчьих особенностей, вызывающая интерес в изучаемом контексте: способность
волка своим воем внятно что-либо сообщать или просто выражать свои эмоции – «волк
может повыть просто потому, что ему хочется повыть».
В традиционном арийском обществе формировались касты
священных воинов, у разных народов имевших разные имена. Huscarles у
англосаксов (они переговаривались друг с другом на больших расстояниях с
помощью воя), haumavarka («Волки Хомы») у саков (молодые саки в процессе
инициации, будучи в состоянии опьянения хомой (аналог. инд. соме), выворачивались
в волков), волкодлаки («Волчьи Шкуры») у славян (надев на себя волчьи шкуры,
они нападали ночью на вражеские становища).