Вторник, 21.11.2017, 21:29

e-mail: almanah.tirlich@gmail.com

Каталог статей

Главная » Статьи » Истоки » История - факты, вымысел и размышления

Остров Русов
Откуда пришло имя, которым мы называем нашу страну - "Русь"? Что стояло за ним вначале? Быть может, пошло оно от того, что "русью" именовали соседи русых славян - так же, как латиняне звали темнокожих обитателей Африки "неграми", "черными"? Правда, негры себя таковыми не называют, а мы, обитатели огромной страны, зовем себя русскими. Есть немало гипотез… 

В трудах советских историков с 30-х годов восторжествовало мнение, что имя "Русь" восходит к сарматскому племени росомонов, в IV веке обитавшему между Днепром и Доном, или к населявшим в V веке район реки Роси племенам антов, или к загадочным "хросам", упоминаемым в сирийских хрониках. Цепочка "рос" - "росы", была протянута к грозной "руси", появившейся в византийских и арабских хрониках IX века и плавно перешедшей полтора или два века спустя в Русь Киевскую. 

Но, обращаясь к истокам Русского государства, мы читаем "Повесть временных лет". А там сказано, как северные славянские племена - словене ильменские, кривичи, а также финские - чудь и весь, желая примирения междоусобиц, послали за князем - "к варягам, к руси". От варягов собрался Рюрик с двумя своими легендарными братьями, которые "взяли с собою всю русь и пришли к словенам, на Ильмень". Варягами называли викингов, скандинавов, хотя среди них могли быть и люди из финских или славянских племен. Может быть, и слово "русь" имеет северное происхождение, это какое-то варяжское племя или, скажем, название дружины? Есть и такой взгляд. Он преобладал в науке дореволюционной. 

...Но вот что писал арабский путешественник, великий аль-Джарми в сороковых годах Х века: 

"Русы живут на острове среди озер. Остров этот занимает пространство трех дней пути. Покрыт он лесами и болотами.... Они совершают набеги на славян (из контекста следует, что славяне живут южнее. - MB). Единственный промысел их - торговля мехами. Они люди рослые, видные, смелые... все свои походы и набеги они совершают на кораблях". 

Остров? Некоторые ученые считают, что речь идет о Рюгене на Балтике, где обитало славянское племя - руяи. Географ Ибн Хордадбех в конце IX веке писал, что русы - разновидность славян, торгующих мехами и мечами, из наиболее отдаленных окраин страны славян. Отдаленных - читай северных. Свои мечи между тем славяне, тогда как будто бы еще не делали, привозили их с Запада. В ту пору севернее всех продвинулись словене ильменские, жившие близ начала и Волжского, и Днепровского путей... Хотелось получить более точные сведения о местоположении "острова русов"... 

Может быть, он приведет к разгадке тайны - где же обитала эта таинственная и неуловимая "русь"? 

ХОЛЬМГАРД 

На древних скандинавских надгробиях в центральной Швеции встречается иногда слово "Хольмгард", соседствующее с описанием доблестной ратной службы в дальней стране. Хольмгард - "островной город". Саги повествуют о том, как не раз призывали туда под княжеское знамя витязей Севера. Не там ли "остров русов"? А что такое Хольмгард? Известно, что Хольмгардом скандинавы называли Новгород. Итак, на Север… 

Свинцовый Волхов плещется у ног, древняя река славянского бога скота и плодородия Велеса, Волота - могущественного владыки жизни и потустороннего, подводного мира. Тысячелетия бегут его мутные струи мимо вечных стен и храмов, золотых пашен и белых монастырей Новгорода... 

Душу наполняет восторг. Могучие, укрепленные в основании ледниковыми валунами стены цвета ветреной зари. Квадратные башни древнейшего русского Кремля, увенчанные зубцами и остроконечными деревянными шатрами. Заложенный еще во времена Владимира и облаченный в камень при Иване III, он свидетель всей русской истории. 

Миновав пустынный пляж под крепостью, я прохожу под громадной аркой прошлого века, оставляю в стороне белое здание Софийского собора со светящимися на солнце серебряными куполами - детище Ярослава Мудрого. Я тороплюсь туда, где за Кремлем и окружающим его старинным парком, сквозь который просвечивают крепостные стены, близ тихих улиц, на дне заботливо огражденного зияющего котлована Троицкого раскопа открываются останки древнего города. Того, что дал славу нынешнему Новгороду. 

... В окружающих Ильмень-озеро землях встречаются названия: Руса, Норусье, Околорусье, Русська они будто очерчивают пределы расселения слопец. И летопись говорит: "прозвася Русская земля, новгородьци". 

...Внизу, на черной земле давно минувших столетий, работают раскопщки, и под лопатой археолога возникают, подобно сгнившей хищной челюсти гигантского медведя, остатки мощного частокола, огораживавшего небольшой дом от богатырского буйства какого-нибудь соседского Васьки Буслаева. И эги самые Васьки, населявшие тесный бревенчатый город, и постепенно завоевавшие для родимой стороны весь тысячеверстный русский Север, и сажавшие не раз князей на киевский престол, - они-то были уже не словене, кривичи и весь - но русские. 

...К середине Х века, как говорят археологи, относится начало строительства на территории нынешнего Новгорода. И тогда же сын Рюрика Игорь наименовал себя первым Великим Князем "князья и люди Руской земли" Значит, одновременно родилась страна и ее великий город, знамение новой эпохи. 

Но что существовало до той поры? Где располагался центр племенного княжения словен, упомянутый в летописи еще под 862 годом, где правил Рюрик и откуда преемник его Вещий Олег у ходил сажать малолетнего Игоря на киевский престол? Мог ли получить Новгород имя "Островграда", если и поселение, и занимавшее место нынешнего Кремля языческое кладбище расположены не на острове, а на возвышенном левом берегу реки? 

Взгляд, естественно, обращается к противоположному берегу - к аркаде и белым соборам торговой стороны, тонущим в зелени... Зря. Большой остров, действительно образованный в этом месте рукавом Малого Волховца, еще долго после основания города представлял собою болотистое место. Только в XI веке Ярослав Мудрый устроил там свою резиденцию - Ярославово Дворище. 

Тогда я решил посоветоваться с археологами. 

- Съезди, посмотри Рюриково городище, - посоветовали они, - это в двух километрах выше города по течению. Там копали в семидесятых и кое-что нашли... 

И я поехал в Юрьево, к истоку Волхова. Среди окружающих Новгород широких полей лебедино-белый силуэт Юрьева монастыря виден издалека. Не торопясь, обхожу полуразрушенные монастырские стены. Возле углового флигеля скрипят качели, на которых, смеясь, раскачиваются ребятишки. Дальше, вглубь тянутся бесконечные шпалеры низкорослых яблонь, усыпанных зелеными, ужасающе кислыми плодами. 

Зато с открытого места открылась мне дивная картина. Наособицу, венчая зеленый холм, стоит Георгиевский собор XII века. Грязно-белой громадой возвышается он над монастырем, и птицы летают в синем небе среди высоко поднятых серебристых куполов. Пустынно вокруг, и лишь вечный ветер колышет травы на обширном подворье - слабое напоминание о бурях бушевавших тут русских усобиц. Крепко заперты обитые железом врата. Они охраняют княжеские погребения XII века. Тут же и надгробья чуть более поздние... Здесь покоятся посадники из рода Мирошкиничей, сторонники боярской республики, противостоявшие союзу с владимирскими князьями. Здесь же в середине XV века, опоенный зельем, был погребен несчастный и зловещий Дмитрий Шемяка - последний из князей, в борьбе за общерусский престол пытавшийся опереться на силу новгородского боярства, стремившегося сохранить независимость. Свирепость этого потомка Димитрия Донского, вошедшая в поговорку ("Шемякин суд"), едва не принесла ему славу Ивана Грозного, задержись он на престоле не два года, а все двадцать... 

Разыскивая ворота на берег, я обнаружил в углу полуоткрытую калитку. Передо мной блеснула синь озера-реки, а за ней виднелся покрытый зеленью далекий берег. Там холмы - остатки Рюрикова городища. Впервые оно упоминается в летописи в начале XII века: тогда там вырос Благовещенский собор - второе каменное сооружение после Софии. Это его двойником станет выстроенный немного позднее Георгиевский храм, и словно ворота образуют они над Волховом. Благовещенскому, правда, не повезло - спустя два столетия его разрушил Симеон Гордый. 

Вот что меня занимает: почему стратегически важная возвышенность - Городище, - первая от озера, да к тому же представлявшая в древности окруженный протоками и болотами остров, не упомянута до того ни разу? Или же название - не случайно, и княжеская резиденция (которой и предназначался собор) не возникла на пустом месте, а вернулась на прежнее? 

Как я узнал несколько позже, именно так рассуждал ленинградец Е.Н. Носов, начиная раскопки в этом месте вопреки скепсису других археологов и тотальным разрушениям культурного слоя, произведенным в два столетия назад прокладкой канала к устью Меты. И он нашел там остатки укрепленного поселения середины IX века, пристань в овражном затоне на Волхове. Из земли извлекли восточные монеты, скандинавские гривны с привесками в виде молоточков Тора-громовержца, серебряную фигурку Валькирии - священного существа, подвески с магическими рунами, гирьки с весами, скандинавские ланцетовидные стрелы. Здесь обитали скандинавы, занимавшиеся войной, торговлей и ремеслом. И по всему судя, именно тут и обосновался легендарный Рюрик со своей "русыо", как раз заложив этот укрепленный городок, получивший имя Хольмгарда. И только позднее перенесенная на более просторное левобережье крепость получила имя Новограда... 

Не там ли находился и легендарный "остров русов"? Нужно было попасть на Городище. Я пошел вдоль берега в надежде отыскать лодку для переправы, однако на дверях лодочных станций висели замки. Миновав поселок, я оказался перед загороженной ржавым шлагбаумом бетонкой, уводившей по дамбе в глубь таинственной темнеющей сосновой рощи. Влекомый любопытством, я обогнул препятствие и вскоре очутился среди шумящих, точно волны, под ветром столетних великанов, занимавших большой холм. А ведь в старину, вероятно, это было островом среди болота. 

Дорога кончилась, а за ней и тропа, приведя меня на широкую поляну. На одной стороне ее чернело выбитыми стеклами заброшенное строение турбазы, а на другой на фоне леса белела испещренная краснокирпичными облупленными пятнами небольшая древняя церковь. На стене табличка: "Церковь Рождества Богородицы. XIII в. Перынский скит". То была знаменитая Перынь. 

...До VIII века у восточных славян не было святилищ, а затем появились "болотные городища", таинственные капища в виде круглых площадок, окруженных рвом со священными огнями. Таким уединенным племенным святилищем была и Перынь - двадцатиметровый круг, охваченный рвом шестиметровой ширины, с расширениями "лепестками" для восьми священных огней. В центре его археологами обнаружено даже место, откуда во время крещения был сковырнут деревянный идол Перуна и ввергнута реку... 

Я обошел весь холм, но не нашел ничего, напоминающего о раскопках сорокалетней давности. Возвратясь, еще раз сверился с грубой схемой на проржавевшем стенде. Древние умели выбрать место, и первые святители одобрили их выбор: гребень холма, обдуваемый ветром от звенящих в низине комаров. И святители основали монастырь, но храм поставили в стороне от старинного капища, словно для того, чтобы не раздражать низвергнутых богов. Однако и за тысячу лет не заросло языческое святилище, окруженное как и прежде, колдовскими соснами. Только точно на его месте ныне возвышались столбы волейбольной площадки: святу месту пусту не бывать... 

Как-то сразу не сообразил я, что Рюриково Городище площадью в несколько гектаров - маловато для "трех дней пути", в которых измеряется остров. И потом, древняя Перынь натолкнула меня на соображение, что по крайней мере с VIII века здесь уже обитали славяне, которым принадлежало святилище и на которых учиняла набеги эта самая таинственная русь. Где же тогда неведомый остров? 

Стоит вспомнить, что слово "остров" в русском языке - не всегда был только омываемый водами участок суши. Это, как свидетельствуют почтенные В.Даль и Э.Мурзаев, еще и возвышенное место среди болот и вообще возвышенный или чем-то еще выделяющийся участок среди равнины. Вопрос - выделяющийся чем? Во всяком случае, приезжие купцы-ярусы" могли сказать аль-Джарми "остров", подразумевая свое, а он воспринял это буквально... 

Интересно, что ярусами" византийцы еще в конце Х века называли состоявшую из скандинавов княжескую дружину. Сопоставление летописей показывает, что "вся русь" Рюрика - это "дружина многа", в которую вначале не входило рядовое славянское войско. Но если эти "дружинники" имели свою территорию, то и в археологическом плане она должна выделяться. 

На порубежье славян и финнов, на пути к Волге, в низовьях Волхова находится древнейший центр таинственной "культуры сопок". Название "сопка" - в данном случае - происходит от древнерусского "сыпъ" - "насыпь, холм". Это огромные крутобокие курганы высотою с трехэтажный дом, а то и выше, поросшие травой, а иногда и деревьями. Всего несколько их раскопано основательно, и очень много неясного остается в их происхождении. Сопки появились в VIII веке в устье Волхова, а к Х веку такие памятники широко распространяются в Приильменье и окружающих землях. Поэтому некоторые, причем очень известные, археологи считают даже, что они принадлежат словенам. 

И все же целое столетие не умолкают споры - вожди каких племен, сожженные на погребальных кострах, лежат под ними: славянская знать? викинги? Под одной из древнейших сопок, например, покоилась погребальная ладья - это типично скандинавский обряд. Но в большинстве могильников вещи смешаны: обряды подверглись сильным изменениям. Правда, в самой Скандинавии к тому времени уже несколько веков как не хоронили знать в курганах. Скорее всего, истоки этого обычая уходят в славяно-балтское пограничье у истоков Днепра, Десны и Оки, в земли кривичей... Лишь недавно стали понимать, что сопки принадлежат смешанной, полиэтническои культуре, организующим элементом которой стали приплывшие с Балтики скандинавы, и в нее вошли словене и кривичи, атакже местные финны-чудь. 
Словом, если скандинавов изъять, - представители как раз тех племен, что призвали варяжского конунга Рюрика. И быть может, послам недалеко пришлось ходить: не этот ли этнос назывался "русыо", невнизовьях ли Волхова лежал загадочный остров? 

Древнее Староладожское поселение было центром тех мест, и, если хотел я увидеть все своими глазами, мой путь лежал туда... 

ТВЕРДЫНЯ НА РЕКЕ ЛАДОЖКЕ 

Я выехал рано утром. Под бледным и высоким северным небом вдоль бескрайних холмистых полей и бесконечных лесов автобус мчался к низовьям Волхова. Во второй половине дня, проехав две сотни километров, далеко во второй половине дня добрался до поселка Старая Ладога. Кругом расстилаются пашни и луга, окаймленные поодаль темной полосой сухих сосновых лесов. Эх, и черники там, наверное, сейчас! Мысль о чернике, правда, не очень освежает - несколько недель над Волховом стоит засуха. 

За мостом через реку Ладожку, поросшую камышами, открываются приземистые мощные башни - ровесницы новгородского Кремля. Здесь псе грубой просто. Скандинавские саги называли эту крепость Адельгыо-борг - "Твердыня на реке Ладожке". Ни разу она не была взята с боя. Я пускаюсь к двухэтажному краснокирпичному зданию старой бани, где раскинули базу питерские археологи. Дом пуст, и лишь сквозняки гуляют, скрипя дверями. Все в крепости. 

Мощеной аппарелью сквозь сумрачно-высокие подбашенные ворота вхожу внутрь твердыни. И сразу же распахивается изумрудной зеленью всхолмленное пространство, огражденное кирпичными зазубринами разрушенных бастионов, обрывающихся к Волхову. Только в середине, точно мачта с наблюдательными площадками-марсами, высится одетый в леса белый Георгиевский собор - ровесник храма в Юрьеве, гораздо более скромный, впрочем, и с позднейшими переделками. 

Порывисто вздохнув при виде всей этой шири, от которой веет седою древностью, я оборачиваюсь влево и на развалинах одного из бастионов вижу стоящего в картинной позе коренастого черногривого бородача разбойничьего вида. Он окружен сидящими на траве студентами. Не иначе как археолог В.А. Назаренко, обретающийся тут в качестве главного раскопщика, и он читает лекцию. Будем считать, что мне повезло. 

-Староладожское поселение, лежащее выше крепости - "земляное городище", - появилось в середине VI II века. В ту пору славяне сами только обосновались в здешних местах. Это была стоянка скандинавских торговцев на пути к славянам и на Волгу, тут образовался один из первых протогородов на Руси (наряду с Изборском). В IX веке Волжский путь приобрел особое значение для торговли: через Старую Ладогу в Скандинавию хлынул целый поток серебра с Востока. Здесь было что охранять, но крепость появилась лишь во времена Рюрика, в середине IX века. А викинги, о свирепости которых с ужасом писали западные хронисты, здесь вели себя вполне пристойно. Насколько, впрочем, это могут делать разбойники, каковыми они в большинстве своем и были. 

О сложившихся со славянами отношениях говорит любопытная деталь: первые русские мечи были откованы в мастерских на Рейне, и ввезли их викинги, которые их тоже делать не умели. Это были так называемые каролингские клинки с закругленным концом и желобком для стока крови. Франкские короли запрещали продавать мечи славянам. А варяги везли их сюда - врагов разве так вооружать станут? 

И каменная твердыня была здесь воздвигнута лишь после того, как в ХII веке Ладогой, представлявшей собой личный великокняжеский домен, овладели новгородцы. Расположенная в воротах на Русь, она, по-видимому, предназначалась и против бывших союзников северных князей в борьбе за Киевский престол: осевшие в Приладожье викинги, перемешавшись с финнами, образовали некий этнос - сословие профессиональных воинов, служивших в княжеской дружине. 

Вон там, где мы видим эти зеленые холмики и дорожки, был при раскопках обнаружен фундамент очень древней маленькой овальной крепости: вероятно, первое такое укрепление на Руси. Кто построил ее, точно не известно, хотя сейчас принято приписывать ее началу X века, последним годам правления Вещего Олега, преемника Рюрика. Однако под грубой ее кладкой найден слой, в котором смешана лепная и гончарная керамика. А оба вида посуды на Руси использовались одновременно лишь в 930 - 970 годах, то есть уже после кончины князя Олега... 

- Интересно, кто же мог построить эту крепость? - задумываюсь я. - Не была ли она символом первой трещины в союзе с варягами? С середины Х века Ладога принадлежала князю Святославу. Однако он сюда не заглядывал на протяжении двух десятилетий, сражаясь с хазарами и византийцами на юге. С детства получив демонстративно славянское имя, он соблюдал славянские обычаи и мечтал о столице на Дунае. И если за полвека до него среди мужей Олега, подписавших договор под Цареградом с византийцами, были - судя по именам - почти одни скандинавы, то при Святославе их осталось немного. Его окружали славяне, а понятие "руси" перешло на людей, так или иначе связанных с государством еще при отце его Игоре... 

Между тем наместниками Ладоги почти всегда в летописи выступают варяги. Мог ли подобный - подчеркнуто славянский - князь рассчитывать на преданность на варяжском севере, где выросло целое поколение, даже не видавшее его в глаза? Эпоха викингов еще не кончилась, и не против княжеской ли дружины была возведена здесь крепость? Но погиб Святослав на Днепровских порогах. А к власти, опираясь на новгородцев и варягов, пришел Владимир. А еще позднее на Ладогу учинил набег шведский ярл Эйрик Кровавая Секира, сжег город дотла и обещал воротиться еще раз. От такого врага можно было оборониться лишь большим княжьим войском, и вопрос об отделении отпал сам собой... 

...Пока я предавался размышлениям, все уже ушли и спросить, так ли было, - не у кого. По лестнице я поднялся на крытую галерею на стене. Над остроконечными башнями, над широким Волховом спускается закат, и кажется отсюда, что на оловянной северной реке вот-вот покажутся черные ладьи викингов. В излучине реки, на крутояре, видны будто стожки сена - это те самые сопки: самая ближняя связана с именем Вещего Олега, а те, что подальше, принадлежат, вероятно, безвестным витязям VIII века. Былинная, рериховская атмосфера докиевской Руси оживает тут в сумерках... 

Я спускаюсь в жилище археологов. Назаренко, узнав о цели моего приезда, предлагает посмотреть в препараторской коллекцию находок. Здесь есть скандинавские стрелы, застежка-фибула с медвежьей головой с Готланда, обломок костяного гребня из Фрисландии, кольцевидная подвеска с переплетенными звериными фигурами - стиль Борре, знаменитая викингская классика, столь популярная у воинов-мореходов. И тут же - славянские височные кольца и подвески в виде коньков. Атмосфера располагает к беседе. 

- Как, на ваш взгляд, появилось слово "русь"? 

- Мне кажется, - отвечает Назаренко, - что весьма очевидно его заимствование из финских языков. У финнов-суоми есть слово "руотси" - "швед". Похоже на "русь"? Оно происходит от древнескандинавского "роте" - "гребец, член лодейной дружины" - так называли себя шведские викинги. Они то и высаживались на близлежащий финский берег. С них это название перешло на скандинавских "находников", живших между финнами и славянами и входивших в дружины князей, то есть составлявших первый, если так выразиться, государственный аппарат. А от государства - люди назвались. Даже тогда, когда дружина в основном состояла уже из славян. (Происхождение слов, корни которых не удается обнаружить в родном языке, очень полезно поискать в соседней - но иноязычной среде. Там слово зачастую сохраняется в почти неизменном виде. Любопытно выстроить ряд из финских языков с запада на восток. Если по-фински-суоми слово "хнвед" звучит "ruotsi",TO в близкородственном карельском то же слово звучит как "роч". Но уже в следующем к востоку финском языке коми "роч" и поныне значит "русский". Становится ясным, почему в следующем родственном языке - удмуртском "русский" звучит как "зюч". Но ни в коми, ни в удмуртском языках слово "швед" не будет даже отдаленно похожим. - Прим. Д.М.Минца. ) 

-А что за этнос образовался здесь из осевших викингов и "кормился от копья"?.. 

- Викинги селились тут - ведь на родине они стали изгнанниками. С ними связывают культуру курганов Юго-Восточного Приладожья. Она начала формироваться еще в IX веке и существовала по XII век. Состояла она из пришлых скандинавов, местных финнов-чуди и, вероятно, людей волховской "руси", возводивших сопки. Из этих людей, вероятно, набирали служилое сословие ранней Руси. В их курганах особенно часто находят мечи, копья, секиры. И множество восточных и западных монет, а также весы с гирьками. Значит, занимались и торговлей. Курганы простираются далеко на восток по реке Свири. Интересно, что еще в XII веке там располагалось Ладожское ярлоство. На помощь этого ярлоства (ярл, как помните, предводитель дружины викингов) хотели опереться шведы, напавшие в 1164 году на Новгород - безуспешно, впрочем... 

... Поздней ночью, когда в здании царит тьма, я добираюсь до пустой комнаты, куда забросил на проволочную сетку свой спальник. Луна успокаивающе заглядывает в окно. Итак, по-видимому, я добрался до искомого. Старая Ладога - это центр того района, где оседали викинги-русь, откуда часть из них прямо влилась в славянское общество, войдя в новые государственные структуры в виде дружинников, "тиунов" и чябетников". Другая часть продолжила прежний образ жизни и хоронила своих вождей в приладожских курганах. "Приладожская чудь", как окрестил ее Назаренко. И вот это суходольное пространство от низовий Волхова вдоль могучей зеркальной Свири к Онежскому озеру, действительно не меньше трех дней пути на ладье или верхом-Утром я сходил на прощанье к Олеговой могиле. По пути среди тенистой зелени деревьев встречались то храмина почтенного возраста с заросшим землей крыльцом, то могила безымянного богатыря - сопка, поросшая соснами. Кипела здесь жизнь! Значение Старой Ладоги несоизмеримо с нынешним. Один из древнейших русских городов, точно Винета балтийских легенд, канувшая в море, безвозвратно ушедший в тень Новгорода... 

Выйдя за околицу, я увидел перед собой огромный курган... "И беша у него варязи и словени и прозваша ся русью" - сказано в "Повести временных лет" об Олеге Вещем: при нем славянское рыцарство назвало себя "русью" и был начат процесс наречения великой страны... 

С трудом взобравшись по скользкой траве на вершину сопки, я обернулся на восток. Передо мной открылись просторы. Ими вскормлен был особый народ первопроходцев, предшественник новгородцев - ладожане. Они, наследники "руси", начали осваивать русский Север, и отсюда на восток, ответвляя от пути на Волгу, проложили они путь по Сухоне и Вычегде, истокам Северной Двины, к Уралу. Этим путем в 1032 году ушел, чтобы не вернуться, Ульв Ренгвальдссон, ладожский наместник, сын воеводы у Ярослава Мудрого. Его брат треть века спустя станет шведским королем, но сам Ульв сложит голову у неведомых "железных ворот". Как полагают, в сердце таежной зелени Коми, неподалеку от нынешнего Сыктывкара. 

Но рассказ об этих тысячеверстных путях - совсем уже другая повесть...
 
Категория: История - факты, вымысел и размышления | Добавил: Рогволод_Лют (28.04.2010) | Автор: Максим Войлошников
Просмотров: 1011 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Категории раздела
Традиции и уклад [9]
Славянские традиции, уклад Нашей жизни вчера, сегодня и завтра
Обряды и праздники [1]
Как проводили, для чего и что делали наши предки. Как это происходит сегодня
Славянская вышивка [2]
Примеры, что означает, для чего и как делается. Советы и примеры
Герои Руси [0]
Славянская письменность. История и размышления [2]
История - факты, вымысел и размышления [3]
Все ли было так, как пишут в официальных книжках или пишут то, что выгодно?
Слава Родным Богам! [8]
Что мы знаем о Родных Богах наших, в чем их суть и различие, направления их действия и власти в мире их потомков - Белых людей...
Вести

Наша кнопка

Разместите наш банер

у себя на сайте

Друзья сайта

Славянская Библиотека :: Славянское Язычество: славянская культура; искусства и ремёсла, РОДные боги, духи и существа, книги, музыка различных стилей, видео, клипы, календарь, традиционные славянские праздники, Вече.

РУСЬ БЫЛИННАЯВелесова Слобода - русский интеллектуально-познавательный ресурс

Сайт «Берлога»

Славянский мирКОЛОВРАТ - История нашей страны.

ЧУР - украинский тяжелый фолкРемонт квартир в Москве

Подать объявление в интернет бесплатно - 495RU.ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0